Канада сегодня:

News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Главная Культура Литература 17-18 веков

Литература 17-18 веков
История и культура - Культура

литература 17-18 веков

Литература 17–18 веков представлена донесениями, описаниями, отчетами пионеров Канады: путешественников, исследователей, миссионеров и губернаторов. У французов особенно богата историография (История и описание Новой Франции Шарлеруа, История Новой Франции Лескарбо), у англичан – географические описания и дневники путешествий (Сэмюэла Хирна, Дэвида Томпсона, Александра Генри и др.). В 19 веке возникла национально-политическая Квебекская школа поэтов, образцом для которой был Виктор Гюго (Октав Кремази, Гюстав Фрешетт), а вслед за ней – Монреальская поэтическая школа (Шарль Жиль, Эмиль Нелиган, Альбер Лозо). Среди немногих прозаических произведений франко-канадцев 19 века заслуживает упоминания роман Антуана Жерен-Лежуа. Основоположником англо-канадской лирики принято считать Арчибальда Лампмена, певца канадской природы.

Наряду с Чарльзом Робертсом и Дунканом Кемпбеллом Скоттом, его относят к т.н. «поэтам Конфедерации» 1890-х годах Англо-канадский роман, уже в 19 веке, дал три книги, которые считаются классическими: сатирический Часовщик Томаса Ченглера Хэлибертона, основоположника англо-канадской художественной прозы, Золотой пес Уильяма Кирби и роман из жизни первых поселенцев – Сквозь лесные чащи Сэзанны Муди. Очень немногие канадские писатели (до Стивена Ликока, творившего в начале 20 века) отличались оригинальностью замысла и подхода. Исключение составляют Джеймс де Милль, чья Странная рукопись, найденная в медном цилиндре (1888 год) представляет собой одну из немногих подлинно фантастических утопий, созданных в Канаде, а также Сара Жаннет Дункан. Её роман Империалист (1904 год) отмечает сдержанная ирония. Однако только с появлением Стивена Ликока с его сатирическими набросками о жизни Онтарио, перед Первой мировой войной, канадская литература обрела характерный для нее стиль - ироничный, самокритичный, и в то же время, несколько вызывающий, как, например, в Очерках Маленького городка в солнечную погоду (1912 год).

Переломным десятилетием в становлении англо-канадской поэзии, были 1930-е годы, когда в ней господствовали Э.Дж.Пратт, А.Дж.М.Смит, Ф.Р.Скотт, А.М.Клейн и Дороти Ливси. В 1940-е годы сложилась новая школа англоязычных поэтов, последователей Эзры Паунда и Уильяма Карлоса Уильямса, и появился заметный уклон в сторону подражания американским образцам (Ирвинг Лейтон, Луи Дюдек, Реймонд Соустер). Среди послевоенных англоязычных поэтов выделяются П.К.Пейдж, Эрл Берни, Филлис Вебб, Леонард Коэн, Эл Перди, Маргарет Этвуд, Олден Наулан и Гвендолин Мак-Юин. Франкоязычная поэзия в Квебеке в 1930–1940-х годов представлена именами Сен-Дени Гарно, Анн Эбер и Рины Ланье. С конца 1950-х годов среди молодых франкоканадских литераторов возникло движение, связанное с протестом против гегемонии англо-канадцев («тихой революцией») и пришедшее на смену прежнему религиозно-окрашенному консерватизму Квебека. В его рядах выступили поэты Жиль Эно, Ролан Жигер, Жан-Ги Пилон, Фернан Улетт и Пьер Тротье. Группа вокруг журнала «Парти при» пыталась создать литературу на монреальском диалекте.

В англоязычной художественной прозе первые попытки передать местный колорит были предприняты писателями из степных провинций. Фридрих Филипп Гров, начинавший писать в Германии, выступил с серией романов о жизни фермеров, их борьбе с природой и собственными страстями (Поселенцы на болоте и др.). Международного признания добился Морли Каллахан, создавший в 1930-х годах ряд притч, замаскированных под повести из жизни Торонто (например, роман Они унаследуют землю, вышедший в 1935 году). В 1950-х годах ведущим канадским романистом стал Макленнан, еще в 1941 году выпустивший роман Барометр поднимается. Отношениям англоканадцев и франкоканадцев посвящен роман Два одиночества (1945 год). Роман Шейлы Уотсон Двойной крючок (1959 год) внес в литературу фантастическую струю, которая ,с тех пор, является постоянным элементом канадской художественной прозы. Распространена сатира: Мордекай Ричлер сочетает ее с фантастикой в романе из жизни монреальских евреев Ученичество Дадди Кравеца (1959 год). К наиболее интересным современным канадским романистам можно отнести Маргарет Лоренс, Робертсона Дэвиса, Мэриен Энджел, Матта Коэна и Одри Томас, Дэвида Адамса Ричардса, Тимоти Финдлея, Гая Вандерхейджа, Майкла Ондаатжи, Кэтрин Говир и Кэрол Шилдс. Известны авторы коротких рассказов Хью Гарнер, Хью Худ, Элис Мунро и Дэвид Хелвиг. Во франкоязычнаой прозе до 1930-х годов преобладали сельская тематика и сентиментальный стиль. Однако уже Филипп Паннетон (роман Тридцать арпанов, 1938 год) и Габриэль Руа (Случайное счастье, 1945 год) описали распад традиционного аграрного общества Квебека и миграцию жителей в города. Во многих современных франкоканадских романах повествуется о социальных проблемах, о квебекском сепаратизме. Среди последователей Руа были такие писатели, как Ив Терио, Жерар Бессет, Юбер Акен, Мари-Клэр Влэ, Режан Дюшарм, Рош Карье и Жак Годбу. Особо следует отметить писательницу из Акадии Антонину Майе, удостоенную Гонкуровской премии. Начиная с конца 50-х годов литературный мир заговорил о «канадском феномене», о рождении подлинно национальной англоканадской литературы. Причиной тому стало пробуждение общественного сознания, рост самосознания нации, а также особое внимание литературоведов к канадской литературе, что создало настоящий ее бум. Западные литературоведы (Дж. Вудкок, Дж. Мосс) выделяют последние десятилетия в истории развития канадской литературы, как своеобразный «литературный ренессанс», приведший к «колоссальному словесному взрыву», к созданию «подлинного мира канадского художественного творчества».

Канадское творчество имеет специфические (национальные и климатические) черты, свойственные именно Канаде и создающие ее неповторимый образ, как страны озер и рек, запутанных троп и совершенно особых, свойственных ей, типажей на манер семьи Поля или самой героини в романе Этвуд «Постижение».

Канада - страна Северная . С этим связано наличие в Канаде так называемого Северного мифа . Ряд канадских писателей отмечает у жителей своей страны некое Северное мироощущение , Северный менталитет. Канадцы считают себя более спокойными и уравновешенными по характеру, менее склонными к жестокости, чем, например, их южные соседи - американцы. Это отражается и в более неторопливом бытие. Северный менталитет канадцев сформировался в результате своеобразного естественного отбора: неспокойные люди уезжали и продолжают уезжать из Канады в США, где больше возможностей для активной экономической деятельности, достижения финансового достатка и обогащения. Северное мироощущение канадцев отражается в национальной литературе и искусстве, тяготеющими к природе, естественности, в прозе Фарли Моуэта, Эрнеста Сетон-Томпсона, Ива Терио, в стихах англоканадца Роберта Сервиса и франкоканадского барда Жиля Виньо, в национальном гимне, воспевающем Канаду как Подлинный Север, сильный и свободный . Канаду отличает от многих стран меньшая плотность населения и огромная территория. В связи с этим, контакт с природой у канадцев более тесный, нежели у других наций. Отсюда возникает особый интерес к образу природы в канадской литературе. Для канадцев характерно очень бережное отношение к природе и животным. Это нашло отражение в канадской живописи и литературе, которая делает акцент на взаимоотношениях человека с природой, с землей. Так, национальным вкладом Канады в мировую литературу является своеобразный жанр рассказов о животных (анималистический рассказ), основанный Чарльзом Робертсом (Charles Roberts) и Эрнестом Сетон-Томпсоном в конце 19, начале 20 века. Особенности заселения Канады, наличие двух наций-основательниц, проживающих рядом англичан и французов (и, отсюда, канадское двуязычие), большое разнообразие природных и исторических условий в разных частях страны, обособленные канадские общины, все это способствовало формированию в Канаде своеобразной региональной мозаики культур, этнокультурной мозаики . Причем мозаичность, разнородность канадского общества не нивелирует самобытность страны, а напротив, является важнейшим ее компонентом. Активная поддержка этнической мозаики государством отражена в официально принятой на федеральном уровне в 1971 году концепции многокультурности, признающей существование в Канаде одной нации, двух языков и множества культур .

Говоря о своеобразии канадского характера, следует учитывать, что наличие в стране английских властей и господство английского капитала исподволь развивало в канадцах ощущение зависимости от внешних факторов развития, неуверенности в собственных силах и возможностях, чувство собственной незначительности и слабости. Влияние колониального сознания сохранилось вплоть до наших дней, когда Канада давно уже превратилась в самостоятельную державу, причем, с первой половины 20 века, британский фактор в нем начал постепенно вытесняться американским. Помимо негативного момента, провинциальный комплекс неполноценности , по-видимому, заставлял канадцев уделять повышенное внимание своей культуре.

Среди зарубежных литературоведов, занимающихся изучением современной канадской литературы, можно выделить следующих: Дж. Вудкок (его перу принадлежат монографии «Мир канадской литературы» (1980 год), «Канадский роман» (под ред. Дж. Мосса, в 2 т., 1978, 1980 годы), Т. Маршалл (книга «Суровая и прекрасная земля», 1980 год), братьев Джоунсов, выпустивших солидное исследование «Канадская художественная литература» (1981 год) и книгу «Канадские романисты и роман» (1981 год) и другие. Целью всех этих исследований было стремление определить истинную степень зрелости и самобытности канадской литературы, изучить ее особенности и черты, которые были заимствованы канадскими авторами из западноевропейской и американской литературы как более зрелых и в полный голос заявивших о себе.

По поводу корней канадской литературы, высказывались различные мнения. Согласно одним из них, длительное влияние Великобритании, наряду с особенностями формирования канадского государства, способствовали тому, что канадская культура и сегодня более приближена к европейским традициям. По мнению других, канадская литература заимствует больше черт из американской литературы, так как США, являются более близкой страной, «Южным соседом» Канады. Историки литературы отмечают, что ощущение места у канадских писателей намного сильнее, чем ощущение времени. Их больше интересует край. Первые поселенцы сталкивались не с обществом, а с нетронутой природой. И характер англоканадских произведений о природе, основан на полном недоверии к ней, постоянном ожидании предательства с ее стороны, в результате которого кого-то из героев ждет смерть. Истоки этого недоверия следует искать в «текучести» канадского ландшафта, в его климатическом непостоянстве, разливах озер и рек, но также, в немалой степени, и в канадском уважении к природе, ее мифологизации, которая наблюдается, в частности, в романах Этвуд. Эта идейно-тематическая особенность литературы, представляющая собой исключительно канадскую черту, сочетается с иным восприятием природы –как целительницы, утешительницы, царстве гармонии и добра, не испорченности, характерным для мировой литературы в целом. Существование двух противоположных взглядов на природу, один из наибольших парадоксов в англоканадской литературе. Если в литературах иных стран распространено представление о дикой, неосвоенной Канаде, где можно «скрыться», то для канадской литературы не менее свойственно изображение природы, угрожающей смертью. Отсюда основная тематика, её взаимоотношения человека и земли, человека и природы, а не столкновение белых и индейцев, как в литературе американской.

Канадская литература имеет два фокуса рассмотрения:

С одной стороны именно на лоне природы человек может обрести индивидуальность, потерянную в индустриальном городе, отсюда столкновение природа-цивилизация.

С другой, природа – это пугающая атмосфера таинственности для человека, несущая угрозу для его жизни.

Образы природы и животных –одни из главенствующих в литературе Канады. Это обусловлено тем, что кризис окружающей среды, болезненно обострившиеся противоречия, в отношениях между человеком и природой, кризис экологии духовной («необратимая инфляция этико-эмоциональных ценностей, неудержимый распад личностных связей, знакомое многим тревожное ощущение утраты собственного «я», «коллизии века отчуждения», хотя и были свойственны всей западной цивилизации, но нашли в Канаде свое специфическое преломление. Эти мотивы и образы нашли свое отражение в произведениях авторов «рассказов о животных»: Ч. Робертса, Э. Сетона-Томпсона, М. Этвуд и других. Для периода «рубежа веков» и последующего времени характерен и намеренный «уход» писателей из жестокого мира людей в мир Природы. Писатели-анималисты, воплощая сюжеты, где сталкивались и сопоставлялись мир человека и мир Природы, чаще всего приходили к выводу, что мир людей жесток, губителен и для животных, и для людей. Все персонажи анималистической канадской прозы стремятся к свободе. И практически никому из них не удается ее достичь. «Свобода есть смерть. Это главная дилемма, которую решают писатели». По мнению М. Этвуд, если английские рассказы о животных, это рассказы о социальных отношениях, американские, это о людях, убивающих животных, то в Канаде, это рассказы о животных, убитых людьми. Интерес писателей к природе и животному миру, возникший в конце 19, начале 20 веков, стимулировался концепцией биологического детерминизма, сложившейся под влиянием идей Дарвина и Спенсера. Однако, идеи биологического детерминизма в значительно меньшей степени выразились в канадской анималистике, где преобладали трагизм и безысходность.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пол Мартин

News image

Пол Мартин родился 28 августа 1938 года в г.Уинсор /провинция Онтарио/. Его отец, Пол Мартин-старший, в течение 39 лет был члено...

Образцовый Стрелок. Майк Босси

News image

БОССИ Майк (Bossy Mike), 22.1.1957, Канада, нападающий. В 1977-1988 - в «Нью-Йорк Айлендерс»

Гленн Херберт Гулд

News image

Гулд - одна из самых оригинальных фигур в музыкальной культуре нашего столетия; широкой публике было известно немало его странно...

Уильям Макензи Кинг

News image

Родился 17 декабря 1874 в Берлине (ныне Киченер) (провинция) Онтарио. Макензи Кинг — под этим именем он получил известность —...

Полин Маруа

News image

Политическую карьеру начала в 1970-х годах, в роли помощницы двух министров — членов провинциального правительства. Полин Мар...

Фрэнсис Пегамагабо

News image

Пегамагабо, наиболее точно определяет его характер. Его послужной список насчитывает 378 врагов, что делает его одним из самых «...

Биография Памелы Андерсон

News image

Настоящее имя: Памела Дениз Андерсон (Pamela Denise Anderson) Дата рождения: 01.07.1967 Место рождения: Лэдисмит, Британск...

Линда Евангелиста

News image

Линда Евангелиста — канадская топ-модель итальянского происхождения. Она родилась 10 мая 1965 года в рабочей семье. В 12-летнем ...

Авторизация



Погода

Маршруты:

News image

Гамильтон – город садов и африканского сафари

Первое впечатление часто бывает обманчивым, и этот индустриальный город с населением почти полмиллиона – классический случай неп...

News image

Побережье Акадии

Восточное побережье Нью-Брансуика, расположенное перед проливом Нортамберленд и заливом Св. Лаврентия, является центром, где сос...