Канада сегодня:

News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Главная Культура Литература 17-18 веков

Литература 17-18 веков
История и культура - Культура

литература 17-18 веков

Литература 17–18 веков представлена донесениями, описаниями, отчетами пионеров Канады: путешественников, исследователей, миссионеров и губернаторов. У французов особенно богата историография (История и описание Новой Франции Шарлеруа, История Новой Франции Лескарбо), у англичан – географические описания и дневники путешествий (Сэмюэла Хирна, Дэвида Томпсона, Александра Генри и др.). В 19 веке возникла национально-политическая Квебекская школа поэтов, образцом для которой был Виктор Гюго (Октав Кремази, Гюстав Фрешетт), а вслед за ней – Монреальская поэтическая школа (Шарль Жиль, Эмиль Нелиган, Альбер Лозо). Среди немногих прозаических произведений франко-канадцев 19 века заслуживает упоминания роман Антуана Жерен-Лежуа. Основоположником англо-канадской лирики принято считать Арчибальда Лампмена, певца канадской природы.

Наряду с Чарльзом Робертсом и Дунканом Кемпбеллом Скоттом, его относят к т.н. «поэтам Конфедерации» 1890-х годах Англо-канадский роман, уже в 19 веке, дал три книги, которые считаются классическими: сатирический Часовщик Томаса Ченглера Хэлибертона, основоположника англо-канадской художественной прозы, Золотой пес Уильяма Кирби и роман из жизни первых поселенцев – Сквозь лесные чащи Сэзанны Муди. Очень немногие канадские писатели (до Стивена Ликока, творившего в начале 20 века) отличались оригинальностью замысла и подхода. Исключение составляют Джеймс де Милль, чья Странная рукопись, найденная в медном цилиндре (1888 год) представляет собой одну из немногих подлинно фантастических утопий, созданных в Канаде, а также Сара Жаннет Дункан. Её роман Империалист (1904 год) отмечает сдержанная ирония. Однако только с появлением Стивена Ликока с его сатирическими набросками о жизни Онтарио, перед Первой мировой войной, канадская литература обрела характерный для нее стиль - ироничный, самокритичный, и в то же время, несколько вызывающий, как, например, в Очерках Маленького городка в солнечную погоду (1912 год).

Переломным десятилетием в становлении англо-канадской поэзии, были 1930-е годы, когда в ней господствовали Э.Дж.Пратт, А.Дж.М.Смит, Ф.Р.Скотт, А.М.Клейн и Дороти Ливси. В 1940-е годы сложилась новая школа англоязычных поэтов, последователей Эзры Паунда и Уильяма Карлоса Уильямса, и появился заметный уклон в сторону подражания американским образцам (Ирвинг Лейтон, Луи Дюдек, Реймонд Соустер). Среди послевоенных англоязычных поэтов выделяются П.К.Пейдж, Эрл Берни, Филлис Вебб, Леонард Коэн, Эл Перди, Маргарет Этвуд, Олден Наулан и Гвендолин Мак-Юин. Франкоязычная поэзия в Квебеке в 1930–1940-х годов представлена именами Сен-Дени Гарно, Анн Эбер и Рины Ланье. С конца 1950-х годов среди молодых франкоканадских литераторов возникло движение, связанное с протестом против гегемонии англо-канадцев («тихой революцией») и пришедшее на смену прежнему религиозно-окрашенному консерватизму Квебека. В его рядах выступили поэты Жиль Эно, Ролан Жигер, Жан-Ги Пилон, Фернан Улетт и Пьер Тротье. Группа вокруг журнала «Парти при» пыталась создать литературу на монреальском диалекте.

В англоязычной художественной прозе первые попытки передать местный колорит были предприняты писателями из степных провинций. Фридрих Филипп Гров, начинавший писать в Германии, выступил с серией романов о жизни фермеров, их борьбе с природой и собственными страстями (Поселенцы на болоте и др.). Международного признания добился Морли Каллахан, создавший в 1930-х годах ряд притч, замаскированных под повести из жизни Торонто (например, роман Они унаследуют землю, вышедший в 1935 году). В 1950-х годах ведущим канадским романистом стал Макленнан, еще в 1941 году выпустивший роман Барометр поднимается. Отношениям англоканадцев и франкоканадцев посвящен роман Два одиночества (1945 год). Роман Шейлы Уотсон Двойной крючок (1959 год) внес в литературу фантастическую струю, которая ,с тех пор, является постоянным элементом канадской художественной прозы. Распространена сатира: Мордекай Ричлер сочетает ее с фантастикой в романе из жизни монреальских евреев Ученичество Дадди Кравеца (1959 год). К наиболее интересным современным канадским романистам можно отнести Маргарет Лоренс, Робертсона Дэвиса, Мэриен Энджел, Матта Коэна и Одри Томас, Дэвида Адамса Ричардса, Тимоти Финдлея, Гая Вандерхейджа, Майкла Ондаатжи, Кэтрин Говир и Кэрол Шилдс. Известны авторы коротких рассказов Хью Гарнер, Хью Худ, Элис Мунро и Дэвид Хелвиг. Во франкоязычнаой прозе до 1930-х годов преобладали сельская тематика и сентиментальный стиль. Однако уже Филипп Паннетон (роман Тридцать арпанов, 1938 год) и Габриэль Руа (Случайное счастье, 1945 год) описали распад традиционного аграрного общества Квебека и миграцию жителей в города. Во многих современных франкоканадских романах повествуется о социальных проблемах, о квебекском сепаратизме. Среди последователей Руа были такие писатели, как Ив Терио, Жерар Бессет, Юбер Акен, Мари-Клэр Влэ, Режан Дюшарм, Рош Карье и Жак Годбу. Особо следует отметить писательницу из Акадии Антонину Майе, удостоенную Гонкуровской премии. Начиная с конца 50-х годов литературный мир заговорил о «канадском феномене», о рождении подлинно национальной англоканадской литературы. Причиной тому стало пробуждение общественного сознания, рост самосознания нации, а также особое внимание литературоведов к канадской литературе, что создало настоящий ее бум. Западные литературоведы (Дж. Вудкок, Дж. Мосс) выделяют последние десятилетия в истории развития канадской литературы, как своеобразный «литературный ренессанс», приведший к «колоссальному словесному взрыву», к созданию «подлинного мира канадского художественного творчества».

Канадское творчество имеет специфические (национальные и климатические) черты, свойственные именно Канаде и создающие ее неповторимый образ, как страны озер и рек, запутанных троп и совершенно особых, свойственных ей, типажей на манер семьи Поля или самой героини в романе Этвуд «Постижение».

Канада - страна Северная . С этим связано наличие в Канаде так называемого Северного мифа . Ряд канадских писателей отмечает у жителей своей страны некое Северное мироощущение , Северный менталитет. Канадцы считают себя более спокойными и уравновешенными по характеру, менее склонными к жестокости, чем, например, их южные соседи - американцы. Это отражается и в более неторопливом бытие. Северный менталитет канадцев сформировался в результате своеобразного естественного отбора: неспокойные люди уезжали и продолжают уезжать из Канады в США, где больше возможностей для активной экономической деятельности, достижения финансового достатка и обогащения. Северное мироощущение канадцев отражается в национальной литературе и искусстве, тяготеющими к природе, естественности, в прозе Фарли Моуэта, Эрнеста Сетон-Томпсона, Ива Терио, в стихах англоканадца Роберта Сервиса и франкоканадского барда Жиля Виньо, в национальном гимне, воспевающем Канаду как Подлинный Север, сильный и свободный . Канаду отличает от многих стран меньшая плотность населения и огромная территория. В связи с этим, контакт с природой у канадцев более тесный, нежели у других наций. Отсюда возникает особый интерес к образу природы в канадской литературе. Для канадцев характерно очень бережное отношение к природе и животным. Это нашло отражение в канадской живописи и литературе, которая делает акцент на взаимоотношениях человека с природой, с землей. Так, национальным вкладом Канады в мировую литературу является своеобразный жанр рассказов о животных (анималистический рассказ), основанный Чарльзом Робертсом (Charles Roberts) и Эрнестом Сетон-Томпсоном в конце 19, начале 20 века. Особенности заселения Канады, наличие двух наций-основательниц, проживающих рядом англичан и французов (и, отсюда, канадское двуязычие), большое разнообразие природных и исторических условий в разных частях страны, обособленные канадские общины, все это способствовало формированию в Канаде своеобразной региональной мозаики культур, этнокультурной мозаики . Причем мозаичность, разнородность канадского общества не нивелирует самобытность страны, а напротив, является важнейшим ее компонентом. Активная поддержка этнической мозаики государством отражена в официально принятой на федеральном уровне в 1971 году концепции многокультурности, признающей существование в Канаде одной нации, двух языков и множества культур .

Говоря о своеобразии канадского характера, следует учитывать, что наличие в стране английских властей и господство английского капитала исподволь развивало в канадцах ощущение зависимости от внешних факторов развития, неуверенности в собственных силах и возможностях, чувство собственной незначительности и слабости. Влияние колониального сознания сохранилось вплоть до наших дней, когда Канада давно уже превратилась в самостоятельную державу, причем, с первой половины 20 века, британский фактор в нем начал постепенно вытесняться американским. Помимо негативного момента, провинциальный комплекс неполноценности , по-видимому, заставлял канадцев уделять повышенное внимание своей культуре.

Среди зарубежных литературоведов, занимающихся изучением современной канадской литературы, можно выделить следующих: Дж. Вудкок (его перу принадлежат монографии «Мир канадской литературы» (1980 год), «Канадский роман» (под ред. Дж. Мосса, в 2 т., 1978, 1980 годы), Т. Маршалл (книга «Суровая и прекрасная земля», 1980 год), братьев Джоунсов, выпустивших солидное исследование «Канадская художественная литература» (1981 год) и книгу «Канадские романисты и роман» (1981 год) и другие. Целью всех этих исследований было стремление определить истинную степень зрелости и самобытности канадской литературы, изучить ее особенности и черты, которые были заимствованы канадскими авторами из западноевропейской и американской литературы как более зрелых и в полный голос заявивших о себе.

По поводу корней канадской литературы, высказывались различные мнения. Согласно одним из них, длительное влияние Великобритании, наряду с особенностями формирования канадского государства, способствовали тому, что канадская культура и сегодня более приближена к европейским традициям. По мнению других, канадская литература заимствует больше черт из американской литературы, так как США, являются более близкой страной, «Южным соседом» Канады. Историки литературы отмечают, что ощущение места у канадских писателей намного сильнее, чем ощущение времени. Их больше интересует край. Первые поселенцы сталкивались не с обществом, а с нетронутой природой. И характер англоканадских произведений о природе, основан на полном недоверии к ней, постоянном ожидании предательства с ее стороны, в результате которого кого-то из героев ждет смерть. Истоки этого недоверия следует искать в «текучести» канадского ландшафта, в его климатическом непостоянстве, разливах озер и рек, но также, в немалой степени, и в канадском уважении к природе, ее мифологизации, которая наблюдается, в частности, в романах Этвуд. Эта идейно-тематическая особенность литературы, представляющая собой исключительно канадскую черту, сочетается с иным восприятием природы –как целительницы, утешительницы, царстве гармонии и добра, не испорченности, характерным для мировой литературы в целом. Существование двух противоположных взглядов на природу, один из наибольших парадоксов в англоканадской литературе. Если в литературах иных стран распространено представление о дикой, неосвоенной Канаде, где можно «скрыться», то для канадской литературы не менее свойственно изображение природы, угрожающей смертью. Отсюда основная тематика, её взаимоотношения человека и земли, человека и природы, а не столкновение белых и индейцев, как в литературе американской.

Канадская литература имеет два фокуса рассмотрения:

С одной стороны именно на лоне природы человек может обрести индивидуальность, потерянную в индустриальном городе, отсюда столкновение природа-цивилизация.

С другой, природа – это пугающая атмосфера таинственности для человека, несущая угрозу для его жизни.

Образы природы и животных –одни из главенствующих в литературе Канады. Это обусловлено тем, что кризис окружающей среды, болезненно обострившиеся противоречия, в отношениях между человеком и природой, кризис экологии духовной («необратимая инфляция этико-эмоциональных ценностей, неудержимый распад личностных связей, знакомое многим тревожное ощущение утраты собственного «я», «коллизии века отчуждения», хотя и были свойственны всей западной цивилизации, но нашли в Канаде свое специфическое преломление. Эти мотивы и образы нашли свое отражение в произведениях авторов «рассказов о животных»: Ч. Робертса, Э. Сетона-Томпсона, М. Этвуд и других. Для периода «рубежа веков» и последующего времени характерен и намеренный «уход» писателей из жестокого мира людей в мир Природы. Писатели-анималисты, воплощая сюжеты, где сталкивались и сопоставлялись мир человека и мир Природы, чаще всего приходили к выводу, что мир людей жесток, губителен и для животных, и для людей. Все персонажи анималистической канадской прозы стремятся к свободе. И практически никому из них не удается ее достичь. «Свобода есть смерть. Это главная дилемма, которую решают писатели». По мнению М. Этвуд, если английские рассказы о животных, это рассказы о социальных отношениях, американские, это о людях, убивающих животных, то в Канаде, это рассказы о животных, убитых людьми. Интерес писателей к природе и животному миру, возникший в конце 19, начале 20 веков, стимулировался концепцией биологического детерминизма, сложившейся под влиянием идей Дарвина и Спенсера. Однако, идеи биологического детерминизма в значительно меньшей степени выразились в канадской анималистике, где преобладали трагизм и безысходность.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Эллен Пейдж

News image

Эллен Пейдж - к 20-ти годам она сыграла более чем в 20 фильмах, название которых что-то говорит только жителям США пубертатного ...

Джон Франклин

News image

Английский мореплаватель, исследователь Арктики, контр-адмирал. Поступил в британский флот в возрасте 14 лет. В 1801—1803 уча...

Луиз Арбур приступила к исполнению своих новых обязанностей Верховного

News image

02 июля 2004 г. в Европейском отделении ООН в Женеве Верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур впервые в новом качест...

Генри Норман Бетьюн

News image

Канадский хирург, новатор в хирургии и в методах организации помощи раненым на поле боя. Антифашист, он участвовал в качестве вр...

Бернард Лонерган

News image

В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 1926–1929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологи...

Александр Билодо

News image

Олимпийский чемпион 2010 в могуле, чемпион мира 2009 в параллельном могуле. Сын Сержа Билодо и Сильвии Мишо, Александр Билодо...

Ян Худек

News image

Горнолыжник увлекается автомобилями, любит слушать музыку и играть на ударных, а также проводить время вместе со своим сыном Окл...

Джон Дифенбейкер

News image

Родился 18 сентября 1895 в Грей-Каунти (провинция Онтарио). Окончил университет Саскачевана в 1915, получил магистерскую степень...

Авторизация



Маршруты:

News image

Отдых в Канаде

Значительная протяженность морских побережий в приатлантических районах страны и относительно малоосвоенные южные склоны Лаврент...

News image

Назад, к истокаме Elora и Fergus

Три тысячи жителей городка Элора привыкли к тому, что их все время кто-нибудь снимает: киношники, телевидение, и обычные туристы...